Упражнения хатха йоги сводят от большего числа к меньшему.
Мы помним, что в начале дается где-то около 84 основных поз, а потом
упоминается, что из этих 84 поз лучшие где-то около 30 и из этих 30 поз наиболее серьезное внимание
уделяется всего лишь 4 позам, ну и из
этих 4 выделяют одну сиддхасану - позу совершенства. Эти 4 позы так же являются
основными. Т.е. вот эта градация выделения из большего числа поз какое-то
меньшее число, подсказывает, что хатха
йога хоть и имеет огромное количество разнообразных поз, но, тем не менее, ведет
человека к тому, что бы он, что называется, успокоил свой ум и предался
созерцанию или медитации. Такая вот идея
в хатха йоге существует. Т.е. после того, как мы укрепили тело, сделали его
сильным, здоровым и, в каком-то смысле, мы можем не заботиться о своем теле,
оно нам не мешает в других практиках.. Это надо помнить. Это такие неочевидные
подводные камни хатха йоги.
Зачастую, хатха йога воспринимается с
других позиций с позиций не уменьшения количества поз, а наоборот, считается,
что чем больше поз мы выполним, тем это лучше для нас. Что касается таких
медитативных составляющих в упражнениях хатха йоги, мы помним, что существуют
три основных состояния, если угодно, сознания или проявленной энергии, т.е. те
состояния, в которых мы можем находиться. Это состояние тамаса - состояние
лености, инерции, иногда даже тупости; это состояние активности раджаса, и
состояние, которое наиболее любимо йогами, это состояние ясности, оно
называется сатва. И в преломлении хатха йоги мы обнаруживаем, что часть поз
призывают человека к некоторой активности, часть поз можно отнести к сатвичному
состоянию или состоянию близкому к медитации, т.е. когда мы сидим неподвижно,
наш разум ясный чистый, мы сконцентрированы на чем-то и можем выполнять ту или
иную медитацию. И в этом контексте все сидячие позы можно отнести, если угодно,
к сатвичной группе.
Но здесь мы должны понимать такую вещь, что, если наш разум
не находится в ясном и сатвичном состоянии, то принятие этой позы будет
условием необходимым, но недостаточным. Т.е. находясь в сатвичной позе, мы
можем быть далеко не сатвичны. И поэтому в хатха йоге иногда в более
философской джнана, иногда раджа йоге рекомендуют не пренебрегать своим
физическим телом или, по-другому, рекомендуют не пренебрегать оставшимися
позами, которые можно отнести к раджастичной группе.
|