По запросу на слово «крав-мага» поисковые системы интернета выдают в
среднем 15000 попаданий. Приблизительно половина из них ведет к двум
статьям Алекса Левитаса – «Крав-мага Исраэли: израильский стиль
рукопашного боя» и «Крав-мага: используй то, что под рукой». Еще
сотня-другая ссылок приведут вас к различным перепечаткам статей
Станислава Лейкина с сайта krav-maga.spb.ru; тысяча, если не больше,
сайтов, посвященных знаменитостям, поведает о том, что именно крав-мага
изучала Дженнифер Лопес для съемок в фильме «Довольно»… Остальные же 6-7
тысяч ссылок ведут на различные форумы, посвященные боевым искусствам,
где кипят ожесточенные споры слепого с глухим (потому что участники
споров, как правило, крав-мага не занимались и не видели, а только
слышали или читали о ней – см. все те же великолепные статьи А.Левитаса)
на тему «фуфло эта ваша еврейская рукопашка или супер система
подготовки спецназа и «Моссада».
Таким образом, можно констатировать, что интерес к
крав-мага в русскоязычной части интернета весьма и весьма высок, а
количество доступной информации ничтожно мало. Это привело к рождению
массы мифов и неправильных мнений о крав-мага. С десятью самыми
популярными мифами я и попытаюсь разобраться ниже.
МИФ 1. КРАВ-МАГА – ЭТО ИЗРАИЛЬСКОЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО
Израильское – да. Боевое – да. Искусство – нет.
Крав-мага отличается от традиционных боевых искусств
приблизительно так же, как молоток – от рапиры. И речь здесь идет не об
эффективности или преимуществе молотка перед рапирой (все
системы-новоделы противопоставляют свой «прикладной, реальный, уличный,
тотальный, смертоносный и т.д.» стиль «устаревшим, нежизнеспособным,
замшелым т.д.» традиционным системам) – речь идет о сфере применения.
Попробую объяснить.
Рапира – оружие, появившееся в определенный
исторический период (16-17 в.в.), как эволюция более древнего оружия
(меча) в следствие изменений в обществе (облегчение, а позже –
исчезновение доспехов), и потерявшее всякий смысл с изобретение
многозарядного ручного огнестрельного оружия (капсюльных револьверов).
Молоток – это инструмент, состоящий из ручки
(деревянной, пластиковой, металлической) и насаженной на него головки
(каменной, пластиковой, металлической, деревянной). Появился в каменном
веке и используется до сих, всячески видоизменяясь.
Фехтование на рапирах развивалось как система стоек,
перемещений, ударов, защит и финтов во множестве европейских школ, что
привело к появлению разных стилей – французского, итальянского,
испанского, немецкого. Значительно позже появилось спортивное
фехтование. Но все эти школы объединяет несколько общих принципов: бой
ведется с помощью рапиры, используется определенная стойка, набор
характерных для данной школы приемов и тактических маневров. Именно это
позволяет считать фехтование на рапирах – боевым искусством, где
недопустима замена рапиры катаной, фехтовальной стойки – боксерской, а
фланконада – рычагом кисти наружу. Конечно, в реальном бою все это
сделать никто не запрещает – но тогда это уже не будет фехтованием на
рапирах, которое изучают в залах со времен Талгофера и Мароццо, а некой
системой «тотального реального прикладного боя на рапирах» – т.е.
пресловутым «грязным уличным кэндзюцу».
Молоток же, в свою очередь, всегда останется молотком.
Кувалда кузнеца или молоточек дантиста, плотницкий гвоздодер или киянка,
безынерционный молоток или молоток психотерапевта, боевой клевец или
чекан, альпеншток или даже отбойный пневматический молоток – это все
равно молоток. Инструмент, предназначенный на решения определенных
задач. Меняющий свои размеры, форму, способ применения в зависимости от
поставленных задач. И все равно остающийся при этом молотком.
Крав-мага – это не боевое искусство.
Крав-мага – это инструмент для решения проблем.
Ядро крав-мага – базовые принципы и основной набор
тактико-технических действий – позволяют приспособить этот инструмент
для решения широкого спектра проблем.
Армии необходимо за полтора месяца учебки научить
солдат азам рукопашного боя – пожалуйста, армейская крав-мага: «пнул и
дострелил». Полиции надо скрутить преступника – вот вам полицейская
крав-мага: «лежать, козел». Гражданские тоже хотят жить? Гражданская
крав-мага: «ударил и беги». В основу самозащиты для женщин ложится
задача «слезь с меня, урод», а рукопашка для телохранителей строится по
схеме «уводи клиента». А ведь еще существуют разработки крав-мага для
детей, для таксистов, для стюардов авиакомпании «Эль-Аль», для санитаров
скорой помощи и сотрудников психбольниц…
При этом крав-мага все равно остается крав-мага (а
молоток – молотком)! Меняется задача, но не средства ее решения.
Меняются внешние признаки (ни один инструктор крав-мага не станет
спорить до хрипоты на тему «можно ли отрывать пятку в дзэнкуцу-дати»),
базовые принципы остаются те же («точка угрозы», «рекойлинг» и многие
другие).
Именно наличие этих принципов (так же как наличие
рукоятки и головки определяет понятие «молоток – ручной ударный
инструмент») позволяет говорить о крав-мага как о специфическом
инструменте для решения проблем в области личной безопасности.
И это подводит нас к развенчанию мифа №2. ...
- читать статью далее
Источник: http://krav-maga.org.ua/stati/10-mifov-o-krav-maga/ |