"О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд". Киплинг. |
Понятие боевого искусства в нашем сознании прочно
увязано с Востоком. "Восточные единоборства" термин привычный и не
режет наш тренированный различными казусами и нелепостями слух.
Сравните, например, как слышалось бы "Северные многодраки"! Впрочем,
отдадим должное героям многочисленных анекдотов (чукчам), они до такой
нелепицы не опустились. Приставка "До", которая автоматически
подразумевает древнюю традицию и мистические корни, уже стала темой для
пародий, типа "дзю-после". Осталось выяснить, что такое дзю-между и где
оно, собственно, находится. А вот как называть крутого парня в кимоно,
так до конца и не решили: каратист, каратэист, каратэ-доист, каратэ-ка
или каратэ-дока, особенно если он о-очень большой дока и уже дорос до
"сенсея", что в наше время является вполне уважаемой и известной
профессией. Кстати, всё пытаюсь выяснить, почему восточные коллеги
экспортировали к нам только "сенсеев" и "сейканов", и где по дороге
потерялись весьма известные на Востоке "кохаи"? Зато сенсеев не
пожалели и набили ими нишу боевого искусства до отказа. Почему-то нам
кажется, что, называя вещь на иностранный манер, мы изменяем ее
сущность, делаем солидней и значимей. Так убийца становится киллером,
магазин - супермаркетом, а тренер - сенсеем. Профессию "сенсей" сегодня
можно вынести на визитку или другой официальный документ. "Съемочная
группа благодарит такого-то, такого-то и, лично, сенсея…" "Автор
выражает признательность такому-то, такому-то и сенсею…" Похоже, лет
через сто сенсей просто станет частью фамилии, напоминая приставку "де"
во Франции или "фон" в Германии, обозначающую знатность рода. Де
Бражелон, Фон-Манштейн, Сенсей-Пупкин Вася. На тренировках в зале
боевого искусства ударов руками или ногами уже не осталось. К чему
опускаться до такой прозы жизни! Вместо них в до-дзе сплошная поэзия из
"гери", "цуки", "вадзы", которые делаются под команду уже
упоминавшегося "сенсея": "ити", "ни", "сан", перемежаются таинственным
"муварэ" и заканчиваются полным "яме". Жалко, конечно, несчастный
русский язык, но, что поделать? Мировой авторитет Востока в вопросах
мордобойного характера и наша традиционная тоска по экзотике делают
свое дело медленно, но верно. Создается впечатление, что на западе
Евразии не то, что ногу от пола поднять, кулак сжимать не умели, пока
восточные коллеги их, а заодно и нас, этому не научили.
На фоне общего ажиотажа не так заметны отдельные
фактики. Например, получившие по физиономии ученики школы каратэ скопом
отправляются на тренировки по боксу, где им приходится очень даже
несладко. Против отточенного хука в подбородок не помогают ни ци, ни
шень, ни поклоны, ни этикет. Сенсей, преподающий дзю-дзюцу, на поверку
оказывается мастером спорта по вольной борьбе, а у главы крупной
федерации каратэ любимый удар - апперкот (память о молодых годах на
ринге). Мелочи, но характерные! Впрочем, за что я люблю боевое
искусство, так это за то, что при огромном количестве условностей,
изживших ритуалов и непонятно откуда взявшихся традиций у него есть
одно простое, но действенное средство проверки истинности - схватка,
бой, спарринг, на худой конец кумитэ, если обойтись без чужих терминов
совсем уж невмоготу. Опыт же боев говорит о том, что в жесткой схватке
бойцы западных стилей не менее опасны, чем их восточные коллеги.
Апофеозом стали бои без правил, которые, кроме побед борцов на
восьмиугольнике, преподнесли еще один любопытный результат. На одной из
первых встреч против Грейси вышел японец и… сразу проиграл схватку.
После этого практически ни один восточный боец не почтил присутствием
данное место (был, кажется, еще один метис, что, в принципе, не меняет
общей картины). Вместо этого честь каратэ и дзю-дзюцу, тхеквондо и ушу
защищали англосаксы и латиноамериканцы, славяне и негры. Василий
Иванов, стиль дзю-дзюцу, против Вильяма Смита - кунг-фу! Первый явно
занимался самбо, а второй вылитый боксер. Юмор, да и только!
Давайте смотреть на проблему комплексно и без
привычных штампов. Боевое искусство формировалось как на Востоке, так и
на Западе. Бокс, вольная и классическая борьба - вполне самодостаточные
системы, которые заслуживают не меньшего внимания и уважения, чем
набившие оскомину ушу и каратэ. Западные стили имеют свои особенности,
свою историю и свою логику развития, отличающуюся, естественно, от
восточного подхода. Разница между ними существенная и касается далеко
не только ритуалов любой степени сложности. Если японцы привыкли
кланяться перед схваткой, в боксе пожимают перчатки соперника, а в
славяно-горице перед тренировкой молятся Перуну, это их дело и пускай
этими особенностями занимаются культурологи. Мне же, как инструктору,
было интереснее разбираться в том, кого, для чего и как готовили на
разных концах Евразии, на Западе и на Востоке. Сразу надо оговорится,
что сами понятия Запад - Восток в данной статье несколько условные и
больше указывают на место формирования таких подходов. Так, например,
дзюдо и тхеквондо, которые сформировались сравнительно недавно, по
большей части кроились уже не по восточным, а по западным меркам, и
причислять их к восточным стилям было бы не совсем верно. В принципах
подбора техники и в методике тренировок у них гораздо больше общего с
вольной борьбой и боксом соответственно. Сходство же с окинавским
каратэ, дзю-дзюцу и ушу ограничивается, подчас, лишь традиционной
одеждой да специфической терминологией.
О соревнованиях и не только о них.
"Борьба как вид спорта представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам". В. М. Игуменов, Б. А. Подливаев "Спортивная борьба". |
Кого и для чего готовили в спортзалах на Западе?
Основа западной методики - это подготовка бойца для соревнований.
Соревнования, в сущности, являются встречей между примерно равными
противниками с целью выяснить кто "быстрее, выше, сильнее" по заранее
оговоренным правилам. И важно не то, что соперничают, желание проверить
навыки и выяснить уровень собственных достижений свойственно любому
человеку, а то, что на соревнованиях навыки проверяются на примерно
равном противнике. Нехитрое правило: чем опытнее противник вам
противостоит, тем меньше в бою можно экспериментировать, и тем надежнее
должна быть техника, которую вы применяете. На соревнованиях, по какому
бы стилю они ни проводились, по борьбе, кекусин-кай или по тайскому
боксу, приходится довольствоваться самым элементарным, проверенным и
эффективным. За редким исключением, вы не увидите там сногсшибательных
и зрелищных приемов. И дело не в том, что спортсмены не умеют, а в том,
что такие приемы и техники слишком опасны не столько для противника,
сколько для того, кто их проводит. Регулярная практика соревнований
быстро сокращает технический арсенал до необходимого в схватке с равным
противником минимума. А этот минимум доводится до максимально
возможного совершенства. Соревнования это прагматизм, прагматизм и еще
раз прагматизм, доведенный до уровня искусства!
В противоположность Западу, на Востоке соревнований,
до недавнего времени, не знали, контакты между школами, особенно в
плане спаррингов, не поощрялись, и встречи с равным по уровню
противником были скорее исключением, чем правилом. Поэтому технику
отсчитывали не от равного противника, а от условного нуля, то есть от
человека, который боевым искусством вообще не занимался. Что можно
сделать в бою с неопытным противником? Во всяком случае, гораздо
больше, чем с подготовленным бойцом. Отсюда берет начало обширность
технических арсеналов восточных стилей. Блоки и удары насчитываются
десятками, броски никак не меньше 108 и так далее. Зато на Востоке
избежали узкой специализации, присущей Западу. От неподготовленного
человека можно ожидать что угодно, любого "выверта". Никто не знает,
что ему может прийти в голову: ударить кулаком, пнуть в коленку или
вцепиться в горло. Эту непредсказуемость и нестандартность в восточных
школах боевого искусства в противоположность западным стилям учитывали.
Вольный борец, выходящий на ковер, уверен, что кулаком в нос ему не
заедут, и к защите от ударов вообще не готовится. На ринге бой
останавливается, когда два боксера, перехватывая друг другу руки,
сходятся в клинче. После этого начинается уже работа судьи по
растаскиванию не в меру ретивых бойцов. Восточная подготовка таких
"допусков" не знала. В любой школе дзю-дзюцу преподавался ограниченный,
но все же набор ударной техники. Верно и обратное. Если в школе упор
делался на ударную технику, все равно одновременно с ней изучались
способы освобождения от захватов и элементарные броски. Одним словом,
технические арсеналы западных стилей ограничены, но действенны,
восточных стилей - широки, но не слишком эффективны.
Небольшое отступление "на злобу дня". В наше время
принято критиковать спортивные стили за деградацию на том основании,
что в боксе, например, из всех возможных ударов кулаком осталось только
три, дзюдо довольствуется 40 основными бросками, а тхеквондо даже
близко не напоминает корейское искусство 2000 ударов ногами. Одним
словом, довели спортсмены боевое искусство до ручки, до ножки, дальше
некуда! Дело, кажется, за малым. Выйти на ринг, борцовский ковер или
татами и на деле доказать спортсменам-недотепам преимущества
традиционно широкого подхода к технике. Выкрутить руку мастеру спорта
по дзюдо каким-нибудь залихватским заломом в стойке из обширных
арсеналов дзю-дзюцу или послать на пол разрядника по боксу уракеном или
татэ-цуки. Любопытно, что и первое (болевой на локоть в стойке) и
второе (удар кулаком наружу) правилами соревнований дзюдо и бокса, в
принципе, не запрещены! Что-то о подобных подвигах энтузиастов
возвращения к истокам традиционных стилей пока не слышно, и рисковать
здоровьем никто не собирается. Давно пора понять, что отточенную и
выверенную на десятках соревнований технику не передавить массой плохо
отработанных приемов. Представьте поединок мастера фехтования с мечом
(или шпагой) против этакого "универсала", увешанного самыми
разнообразными боевыми серпами, молотами и нунчаками (как же без них!),
да еще и пытающегося менять оружие в ходе схватки. Долго продержится?
Кстати, данная картина - повод для размышления нашим отечественным
поклонникам таинственного нин-дзюцу, любящим щеголять объемом своих
арсеналов. Одним словом, побить хорошего спортсмена на аналогичной
технике практически невозможно. Беда спортивных стилей не в недостатке
техники, которую они оттачивают так, что адептам восточных единоборств
и других эксклюзивных стилей близко не снилось, а в том, что узкие
рамки соревнований не готовят к нестандартным для них ситуациям,
которые могут возникнуть в реальном бою. Спортсмен напоминает
локомотив. Если вы стоите на рельсах, переедет, даже не заметив.
Костей, а также всех остальных частей тела, не соберете. Сделайте шаг в
сторону (естественно не в плане передвижений, хотя случается и такое),
и вся масса отточенной и выверенной техники прокатится мимо вас.
По моим наблюдениям, сделать из хорошего спортсмена
матерого бойца - рукопашника гораздо легче, чем толком научить драться
представителя восточных стилей. У спортсмена, кроме собственно техники,
на "балансе" отличная подготовка тела, умение работать на пределе
возможностей и настроенная на схватку психика. Нужно только дополнить
его технический арсенал недостающими элементами, да расширить сознание,
выводя его за привычные рамки спортивных правил. Научите опытного
самбиста или вольника не подставлять голову и пах под удары, и вы
получите бойца, которого практически ничто не остановит. Поставьте
боксеру умение снимать элементарные захваты, научите его бить головой,
локтями и коленями, если противник пытается войти в клинч, и вы
получите примерно схожий результат. В отличие от спортсменов у ушуистов
и каратистов подчас весь "багаж" нескольких лет тренировок
ограничивается "джентльменским" набором тао или ката, а у
представителей "эксклюзивных" и секретных стилей и того меньше - куча
интересных, но голых идей. Обучая их, приходится начинать практически с
нуля, если не с минус единицы: мешают неудачные навыки движения да
"шелуха" в голове. ... (с) Дмитрий Медведев <Читать далее...>
Источник: http://www.isrb.ru/articles/west-east.html |