Мы уже рассказывали о древней владимирской традиции ведения боя -«кружале». В этом номере продолжаем знакомить вас с ударами, приемами бойцов, которые когда-то «здорово так, кружало бились».
Итак, посмотрим, какие есть «кружалые» удары.
Удар - суть и природа кулачного «искусства», основа боя, его основное средство. К сожалению, все то, что я рассказал прежде, и то, как будут объясняться удары, защиты - все это сделано «по-современному». Никто в наших деревнях так не «разжевывал» учебный материал при обучении человека мастерству драки (в хорошем понимании этого слова). Но мы не только утратили многое из национального достояния, мы еще и теряем жизненную простоту (а значит, и естественность, соответствие природе) и особую, с ней связанную мудрость народной культуры.
Конечно, у каждого бойца были свои правила постановки удара, отец мог передать сыну добытые в постоянных, по обычаю, боях «секреты» и уловки, ведь «бойца норов строит», а «прием мастера кажет». Но, в принципе, везде по всей матушке России становление бойца шло одинаково: детские игры, возня, борьба, подражание взрослым, засматривание боев по праздникам, «престолам», опробование узнанного в своем ребячьем кругу, затем участие в качестве «завязки» в стеночных боях или враззадоривание» в тех же «кружалах», перед тем как начнут биться взрослые, «сурьезные» бойцы, то есть, боец формировался непосредственно боем. Не было отработки голой техники, как сейчас. Вот в чем наша беда! Но мы дети своего времени, поэтому простите это нарушение традиции!
Как думаете, что такое «чеснуть кошкой»? А оказывается, это резко ударить ременной многохвостовой плетью. А вот такое: «Начали копаться, так побитец как слевнул, скопырнул с лыток». Переводится таким образом: «Начали биться, так хороший боец как ударит резко по лицу - сбил с ног». В современной транскрипции, конечно, звучит не так емко и сочно. Еще для примера сравните: «напырять под микитки» - нанести несколько ударов сбоку, снизу под ребра. Совсем не то, да? «Нету скуса», - как говорят у нас в деревнях. Все эти слова -не блатной жаргон, даже не «завороты» владимирских офеней (имеющих свой «язык»). Это все забытые и неведомые нам теперь русские емкие словесные понятия. Так и в кулачном бое тех времен были «инакие» понятия, цели, другие основы. Переносить их «вживую» в наше время - нереально, «не сростится». Переделывать традицию в современную терминологию тоже нелепо. Считаю, что это «варварская реставрация». Так, как же быть?
Думаю, ответ в народной мудрости. «Прием мастера кажет», так говорили предки. Не было одинаковых бойцов, одинаковых стенок, направлений кулачного боя и «классификации» ударов по «видам и способам». Были емкие такие понятия - «кулачки», «боец»...
Ну как растолковать с точки зрения теории и методики спортивной тренировки такое понятие -«хлестко ударить»? Нет в спортивной терминологии «хлесткости»! А в народе, в жизни, в драке - есть! Поэтому оговорюсь сразу: я буду давать не зеркально отраженный, не адаптированный материал, а покажу то, что я осознал, то, что меня проняло, то, что (мне так кажется) и делает «ристалу», «кружалого бойца». «Кулак не сласть, а без него не шасть» - это к тому, что основа основ - это удар кулаком, именно в самой традиционной форме - костяшками указательного, среднего и безымянного пальцев.
Практически во всех «кружалых» ударах две особенности: в конце удара бьющая рука остается чуть согнутой в локте, а кулак не заворачивается до горизонтали, а остается в положении, как будто вы рубите шашкой или лозой наискось с другого плеча.
Смиритесь с тем, что не будет деления на удары прямые или боковые, «с груди» или «с плеча». В кружале все удары от одного корня, делить их ни к чему, но каждый по-своему своеобразен. Не все удары сохранили названия, но те, что сохранили, назовем среди первых. Это - «тычка», «плюха», «чесна», «горбушка».
«Тычка». Можно назвать этот удар зуботычиной, тычком. Вопреки кажущейся простоте и естественности, он довольно сложен для того, чтобы сделать его эффективным и сильным. Но в бою, особенно в стеночном, без него не обойдешься. Это удар - с выставленной вперед ногой. В кружалой манере он необходим, безусловно, так как служит и в роли «острого колющего короткого копья», и «щита», этим ударом можно отвлекать, дразнить, останавливать прущего в атаку противника, при удаче - свалить наземь. Все зависит от того, как вы будете с этим ударом «возиться». Чтобы сделать его резким, жестким и сильным, трудов надо положить немало. Бьется - без замаха, именно с той точки, где находится в данный момент кулак: с груди, с плеча, с «пуза»; главное - мгновенно и резко подать вперед с прогибом грудь, бросить в удар сначала все плечо и лопатку, перегнать мощь этого броска в жестко согнутую в локте руку и сжатый при ударе кулак (который не доводится до горизонтальной линии). Во время удара бьющее и противоположное плечи не должны сильно разворачиваться, их надо (резко округлив спину) одновременно бросить в удар. По определению мужика, показавшего мне эту особенность - «чтоб титьки (т.е. грудные мышцы) дернуло». Итак, вы бросили в удар спину, плечи, руку. Одновременно помогают ноги, которые, если вы бьете с места, делают резкое, пружинящее сгибание в коленях немного вниз и вперед. Основной упор и наиболее резкое сгибание колена в ноге, стоящей впереди, одноименной с бьющей рукой. Стоящая сзади нога, толкая бедро вперед, отрывается пяткой от земли. Бедра при этом сводятся внутрь. Удар резкий и жесткий, если бьете в цель, если же используете его как обманку, финт, то стремитесь именно к той самой хлесткости. Кулак во время движения к «цели» сжат, но расслаблен, как вся рука, а при столкновении и кулак, и рука должны быть жестки, как будто острием кола сделан тычок.
Как бить «тычку» в движении?
Немного иначе, поскольку трудно сохранить «фронтальное» направление обоих плеч, но в остальном все то же. Независимо от того, наступаете ли вы или пятитесь назад, кружите - начинайте удар с «лопатки и плеча». При ударе в движении бьющее плечо можно посылать вперед, немного отводя противоположное назад. Значительно усилит ваш удар толчок ногами, при котором бедра (особенно стоящей сзади ноги) подаются вперед и вовнутрь. Вторая рука всегда наготове.
Сначала отрабатывайте удар, стоя на месте, не спеша, по мешку (раньше били по набитому зерном), по старой шапке, набитой чем-то увесистым, по лапе. Кстати, если будете ставить удары (особенно «прямые») на боксерских лапах, следите за тем, чтобы ваш партнер располагал лапу примерно по центру вашего тела. Это очень важно при начале занятий! Следите за тем, чтобы ваш кулак не сгибался в запястье вверх. Линия предплечье-запястье-пясть должна быть или прямой или чуть опущенной в пястье кулака.
Начиная отрабатывать удар в движении, сначала наступайте на партнера, двигаясь по кругу, заставляя себя не останавливаться ни во время удара, ни после него. Затем попробуйте бить отступая: на одном уровне, на разных.
Попробуйте бить, перемещаясь влево и вправо, с уклонами и «покачами». Но все же сначала много и упорно бейте с места, заставляйте тело чувствовать мягкость, хлесткость и жесткость. Это необходимо. При случае (особенно в нетрадиционном бою) «тычка» может напрочь «выключить» вашего противника, если вы не станете сжимать кулак, а резко ударите раскрытой ладонью, пятерней, основанием ладони (когда пальцы направлены вверх) точно в кончик носа. Резкий и быстрый, такой тычок может не только вызвать дикую боль, слезы, но и сломать хрящи носа. Поэтому помните - это не для стенки, не для традиции. В кулачном (ритуальном) бое прямой удар раскрытой ладонью запрещался и использовался только при защите от реального врага, а не от напарника-бойца. Точно также в серьезной ситуации эффективна «тычка раскрытой ладонью, направленная в лоб, в губы противника. Но помните, такие удары только для «ворога»! |
«Чесна». «Чеснуть» -это резко и хлестко ударить. Именно к этому удару относится и «хлобыснуть», «врезать». Очень характерные для данного удара понятия. Это удар сокрушительный, мощный, один из главных. Удар универсальный. Это удар разноименной (с выставленной вперед ногой) рукой. Часто рассказывали о сильных бойцах сел, деревень, которые «из себя не особо велики», а вот здоровых «валили» за счет именно этой «чесны» с правой или левой. Есть такая поговорка о слабом бойце: «Кулак велик, да плечо узко». Именно в «чесне» очень важно активное движение плеча, стремительно посылающего бьющую руку вперед.
Представьте себя русским воином, стоящим в ряду, на который напирает вражеская рать. Слева и справа от него плотно встали его други-ратники. В левой руке воина щит, прикрывающий тело от подбородка до колен, а в правой, согнутой в локте руке короткое остроконечное копье. Удар может быть нанесен точно вперед, точно в самое уязвимое место. И нет места для особой подготовки. Можно только вперед выбросить руку с разящим острием, только вперед, стремительно и резко! Вот воин изготовился, неуловимо повел плечами и вдруг стремительно выбросил руку вперед, копье летит, направленное жесткой рукой прямо в цель, древко плотно прижато к низу предплечья. Резкий тычок, и тут же копье назад... Есть! Оседает враг. Это тоже -«чесна».
Для изучения удара встаньте «кружало», согните руки в локтях, выведя их немного вперед. Кулаки можно держать на уровне груди или плеч (затем, когда вы уже «замастеритесь», вы сможете бить все кружалые удары с опущенных рук). Это порой очень неожиданно и эффективно в схватке. Правда, тут надо быть и особо начеку. Вы ж будете стоять полностью открытым... Поначалу, не нанося ударов,попробуйте двигать плечом и лопаткой до максимума вперед и назад, рука в локте согнута, кулак сжат, направлен на удар вперед. Следите за тем, чтобы локоть «елозил» точно внизу, вдоль ваших ребер, не задирался бы в сторону. Вот это и есть начало удара, при котором активно выводятся вперед, вместе с согнутой в локте рукой плечо, лопатка, грудные мышцы бьющей руки. Как только локоть вышел за линию вашего живота, «от ребер оторвался», рука, разгибаясь в локтевом суставе (но не до конца), должна прямо, по кратчайшей траектории бросить кулак в удар, к цели. Отрабатывая удар, попробуйте представить, что у вас нет предплечья, руки, а есть только лопатка, плечо и кулак. И вот вы резким таким хлестом (как пращей) плечом и лопаткой бросаете вперед кулак, словно камень. В начале отработки (во всех ударах!) следите за тем, чтобы ноги не торопились «войти» в удар, приучите себя бить корпусом, телом. Когда к этому вы добавите активные толчки ногами и тазом, удар будет еще сильней. А пока пусть ноги «молчат».
«Чесна» - это прямой удар вперед. Им можно бить и в голову и в корпус, наступая и отступая, стоя на месте, «пасти» противника на промашку и резко затем бить. В любом случае в ваш кулак «махом» должна войти вся мощь, сила, масса вашей лопатки, плеча, спины.
Сначала бейте в мешок, грушу. После того, как сформируется ударное движение, когда вы сможете чувствовать, что в удар и после удара ваша рука идет без напряжения, легко и быстро, перейдите к ударам по лапам. На них лучше ставить точность, резкость, реакцию. На мешке - силу, выносливость. Не привыкайте долго бить в лапу на одном уровне. Пусть партнер ставит лапу на разной высоте и дистанции, пусть ходит по кругу, держа лапу сначала на одном уровне, затем поднимает ее неожиданно для удара и тотчас убирает вниз или за спину. Не настораживайтесь, если от «кружалы» начнут болеть поясница, локтевые суставы - это от «нетипичности» формы движений. Сходите в баньку, попарьтесь с веничком, а со временем тело привыкнет и боли уйдут.
Предвижу вопрос: «Хорошо, вместо мешка били в торбу. А что было вместо лап?» Не знаю, может быть, ничего не было. Но по восстановленной традиции ясно одно: основной метод становления русского кулачного бойца – это сам бой. В такой мере, как сейчас, постановки удара на снарядах не было. Особые ухватки, удары отрабатывали в «шутейском» бою со слабым партнером, порой подолгу пугая его отрабатываемым ударом. Таким партнером мог быть сосед, друг, младший или просто, кто согласился. Но не забудьте, кулачный боец не за 2-3 года тренировок «делался», а становился русич бойцом в течение всей жизни! Бесконечный путь вперед...
Не попадалось мне свидетельств о битье по кирпичам, камням, доскам. Вот орехи пытались кулаком колоть, по «пузу» поленом на спор били (под хмельком, правда), часто упоминалось о страшных ударах (рассерчав) по подвернувшейся «башке» барана, быка. Но это по слухам, сам не видел. Из своего опыта могу подсказать вот что. Хорошо ставит точность и направленность удара, особенно прямого, тренировка «на листьях». Идите в лес, в парк и, подойдя к дереву, кусту, пытайтесь наносить резкий удар по листику так, чтобы вся мощь удара «взрывалась» непосредственно в листике. Ни до него, ни после, а именно в листике, в его серединке. Задача сложная, не увлекайтесь множеством ударов: для суставов кисти и локтя это нагрузка особая. Но попробуйте - поможет.
И еще вот какой совет. Однажды я натолкнулся в работе А.И.Соболевского «Великорусские народные песни» (СПБ, 1892-1905) на материал, посвященный возникновению песни как особого таинства. Приведу некоторые выдержки: «Известный экономист XIX в. проф. Блюхер, изучая историю рабочей песни, делал вывод: «Энергетические ритмические телесные движения привели к возникновению поэзии».
Также и песня-заклинание, входящая в состав обряда как его главная и основная часть, представляет собой «побеждающую и зиждущую силу человека, которая делает его самым мощным и самым властным...».
У «Ристалы» есть номер «Кулачки», в котором под музыку мы бьемся один на один, стенка на стенку и «кучей». Естественно, условно, но на полном «серьезе» по скорости и манере. На самом деле музыка заводит, хотя ты ее не слышишь, она все равно внутри тебя бьется, закручивается вихрем.
Занимаясь постановкой удара на лапе, не стремитесь бить ритмично, как по метроному. В бою иной ритм. О нем не скажешь, вы его ощутите, когда однажды, нанося удар за ударом, почувствуете на самом деле «остервенение», но не злобное, а такое - «на подъеме», молодецкое. А удары при этом идут резкие, сухие, звонкие, как будто сухое осиновое полено колется. Если «осенит» вас такое чувство - значит, вы вошли в «манеру», вы начинаете «кружить». А песни русские, конечно, помогут.
Когда вы осваиваете «чесну» и «тычку», стоя на месте, по отдельности, в движении, попробуйте сделать так: партнер, держа лапы, двигается, как будто в поединке, наступая, отступая, наседая на вас. А вы старайтесь точно и быстро бить в лапы, реагируя на его передвижения. Старайтесь, чтоб удар заканчивался точно в лапе, чтобы не было вместо удара толчка, сильного, но не «отключающего» в драке. Если лапа звонко и сухо звучит после удара - значит, правильно; если звук глухой - значит, не то. Я бы сказал: нужно ощущать, что вы будто бы вколете* (раскалываете) лапу ударом, как колуном сухое полено.
Советую такие упражнения:
1.Возьмите в кулаки «грузики», ускорьте удары, затем попробуйте без грузиков.
2.Возьмитесь одной рукой за кушак, стараясь не терять подвижность, бейте свободной рукой.
3.Попробуйте бить по две «чесны» за одно движение (шаг). Причем первую наносите на подходе, а второй удар заканчивайте на подшагивание. Следите за тем, чтобы тело не «клевало» вперед, чтобы не проваливались плечи при ударе. Не забывайте ходить легко, свободно, сводя ступни и бедра внутрь. Небольшая подача таза, бедер и колен вперед-внутрь в конечной точке удара значительно усилит «поражающую» мощь.
4. Приучайте себя бить по «точкам», т.е., нанося удар в голову, бить точно в подбородок, нос, скулу, в корпус - попадать в область печени, сердца, солнечного сплетения, селезенки. В народе учили бить так: «под вздых» (это в солнечное сплетение), «в грудь» (в сердце, под обрез грудной мышцы), «в кость» (в грудину), «под ложечку» (тут мнения два - по «печени» и в «солнышко», «под микитки» (под ребра), «в косицу» (в висок), «по салазкам» (в челюсть), «по сопатке» (в нос). К точности удара приучайте себя сразу. В «кружале» не принято бить в «абстрактное» тело, кураж куражом, а резкие, «кружалые» удары должны быть точны.
О главном: ваша бьющая рука в любой точке своего движения должна быть способна нанести удар. Поэтому партнер пусть играет лапой, отводя ее назад или резко приближая ее к вам почти вплотную. Да, да! И тут можно хорошо «треснуть». Главное - сожмите резко при касании кулак, рука должна быть жестко согнутая, а основу удара делает «плечевой хлест». Пробуйте обязательно «близкие» удары! Освоите - не будет у вас «крепежа» в плечах. Будете бить словно хлыстом.
Для разработки плеч подойдут такие упражнения (это не из народного опыта, это из наследия «Ристалы»):
1.Встаньте «кружало», левую ногу вперед. Правая рука согнута в локте, предплечье параллельно полу, в кулак «грузик», кулак держите горизонтально. Не разгибая руки в локте, делайте максимально возможные круги плечевым суставом и лопаткой вперед, затем назад. Пытайтесь вывести плечо и кулак согнутой руки как можно дальше. Со стороны смотреть - будто вы ворот колодца крутите. Постепенно пробуйте во время этих кругов нанести прямой удар кулаком (но не разгибая руки в локте), активно бросая при ударе плечо вперед все тем же круговым движением.
2.А теперь, в той же стойке, опустите руку с грузиком вниз. Выпрямите руку в локте. Не сгибая руки, делайте круговые движения вперед плечом-лопаткой по максимальной амплитуде. Кулак внизу. Отведите плечо дальше назад и еще дальше, затем посылайте вперед.
3.Следующий этап - движения плечом-лопаткой прежние, а вот выпрямленную руку при движении плеча по кругу назад поднимайте вверх, а при движении плеча вперед посылайте в удар вперед «тычком». Но не сгибайте руку в локте. После удара рука (кулак) по окружности опускается вниз. Таким образом, плечо и лопатка описывают малый круг, а кулак - большой.
4.Стойка, как в первом упражнении. Подойдите к мешку, настенной подушке близко, почти вплотную. Наносите удары с кругового движения плечом (не разгибая.руку в локте!). Сначала пусть удар идет вперед, с «наката», сразу бросайте плечо-лопатку-кулак в удар. Но это не значит, что хлесткое, «плетьевое» движение лопатки и хребта отсутствует. Оно должно быть не столь явно выражено внешне, сколь активно проведено «внутренне». Ведь мышцы и связки у нас не только внешние, очень много внутренних, скрытых мышц. Их-то и надо «взрывать» в ударе.
Все эти упражнения включайте в каждое занятие. Будет хорошо, если вы их будете с удовольствием для себя, вроде бы как и не специально делать в быту, в любое удобное время.
Теперь поговорим о «плюхе» (можно также звать этот удар и «оплеухой», но это раскрытой ладонью, а «плюха» - это кулаком).
Пословица: «У каждого Мирона свои приемы» очень характерна для народной манеры поединка, а раньше - «драки». (Кстати, лично я в «кулачках» драку понимаю в хорошем смысле, как правильный бой, соперничество. Это уже при «совках» за драку стали судить.)
У каждого «Мирона», у каждого «кружалого» бойца были свои варианты одного и того же удара, свои манеры его выполнения. Сколько бойцов - столько и манер,секретов. А «плюхой» в Заречье звали, удар сбоку, «боковой», который был одним из наиболее употребимых.
Пользуясь современными понятиями, к «плюхе» мы относим:
1.Боковой, костяшкой указательного пальца, «длинный» боковой (про такой говорили: «как клюнул плюхой»).
2.Боковой, вертикальным кулаком, т.е., короткий сбоку, «крюк»; его чаще били «по салазкам» - в верхнюю и среднюю часть скуловой кости.
3.Такой же короткий боковой, «крюк», но «горизонтальным» кулаком. Его называли «с крыла», «с крюка въехал», «рубанул с плеча». Били им в «кость» - в челюсть, в сам подбородок, «под микитки» (по печени), могли «въехать» в грудь и т.д.
4.Особенная форма «плюхи» - махом: длинный увесистый боковой удар, наносившийся почти прямой рукой или снизу, т.е., когда рука «свисает» вниз, или «с отвода» руки назад. Удар очень сильный, болезненный, страшный. Хорош в стенке, особенно когда его бьют длиннорукие бойцы. Такие могли «махом клюнуть» по противнику второго ряда, через плечи и головы своих бойцов, стоящих в первом ряду.
5.Очень резкий, мало употребимый (из-за сложности и умения наносить его), но очень эффективный по болезненности и скрытости, удар «окатышем». Это что-то среднее между «чесной» и «длинной плюхой».
6. Боковой снизу - в челюсть, в ребра, в корпус. Про него говорили: «ковырнул», «съездил снизу». Вот и все «плюхи», которые я знаю по рассказам, описаниям, показам очевидцев. Кто-то, может, и упрекнет, как пытался в одной из статей-отзывов «подковырнуть» Андрей Грунтовский, кулачник из Питера. Мол, Боровков преподносит манеры и правила выродившегося кулачного боя - грубой драки. Нет, уважаемые, при всем серьезном моем отношении к вашим этнографическим, научно-фольклорным познаниям, не позволю себе согласиться. То, что мы нашли под описанием «кружалого боя», - это не грубая драка пьяных пролетариев или крестьян. Нет! Это очень народный, не надуманный «стиль» кулачного боя, но не безобидного «ритуального» махания «крылами», а боя кулаками, жесткого, мужского, захватывающего. Это - достояние русских людей, тех, которые не только в стенке или на «кружале» кулаком владели, но и в реальном бою, с реальным врагом. И я понимаю свое дело так: что не только экзотичным ритуальным боем-ломанием русский человек должен владеть, но в первую очередь таким боем, который бы помог ему отстоять свое национальное достоинство и русское имя в любой драке и любой схватке, хоть с каратистом, хоть с наглым кикбоксером-рэкетиром. Что, не так? Нет, так! Русские не просто «фольклорные» должны быть, но - сильные!
Но это отступление.
Итак, как бить «плюхи».
1.Длинная «плюха» (длинный боковой удар).
Стойка - кружалая, левая нога впереди, кулак сначала чуть впереди около груди или на уровне челюсти. «Затормозив» на мгновение руку, согнутую в локте, «продавите» (пошлите) вперед правую сторону грудной клетки, лопатку и тут же за ними по дуге вперед посылайте плечо. Одновременно двинулась вперед бьющая рука, уходя по дуге чуть в сторону и вперед. Перед самым ударом ваш локоть должен «стрельнуть» чуть вверх, и этим вы довернете предплечье и собственно кулак внутрь-вниз. Кулак должен ударить («клюнуть») именно костяшкой указательного пальца, но клюнуть, не «прилагаясь» сбоку, а активно воткнувшись сверху-сбоку-вниз (в лапу или мешок, а в бою - в висок, челюсть противника). После удара движением лопатки и плеча назад уберите расслабленную бьющую руку на себя к груди. При этом ударе желательно округлить верхнюю часть спины, чуть опустив голову, немного назад подать левое плечо, а левую руку, согнутую в локте, держать кулаком около подбородка.
Но бытовал и другой вариант, когда левая рука (если били правой) ныряла по дуге назад и вниз и чуть за спину, а точнее, как будто вы левой рукой резко дергаете противника на себя - вниз, к бедру, а правой «гвоздите» его в голову. Жестоко? Нет, реально.
Боковые «плюхи» реальны в поединке, если они бьются и с разноименной руки, и с одноименной. Но в случае удара с одноименной руки лучше активнее бросать плечо вперед сразу вместе с активным толчком стоящей впереди ноги и дальнейшим переносом веса тела на другую ногу. Но это если бьете, стоя на месте. А в движении?
Для начала попробуйте бить с «кача», т,е. качая корпус вперед-назад (не плечи, а все тело), и бить в заключительной фазе движения вперед. Следующий этап: подшагивая стоящей впереди ногой, делайте маленький, на ступню, шаг вперед. Удар наносится одновременно с постановкой ступни. Теперь, шагнув вперед на ступню или две, сделайте подшаг стоящей сзади ногой на такое же расстояние и ударьте в момент подшага. Не забудьте, что и шагать и ступню ставить надо «по-кружалому».
Далее ходите по кругу за партнером и бейте по лапе «круговыми плюхами»:
- на каждый шаг стоящей впереди разноименной ноги;
- на каждый шаг обеих ног;
- на каждый шаг одноименной ноги;
- произвольно(ходите,как душе угодно, и бейте в том же духе).
Попробуйте двигаться в сторону и бить, отступать назад и бить. Попробуйте наскакивать «собакой» вперед и бить, сделать «собаку» назад и ударить. Кстати, все эти способы отработки ударов в движении применяйте ко всем вариантам «плюхи» и другим ударам.
2. Короткая «плюха» («по салазкам», боковой кулаком в вертикальном положении, «крушкой»). Из левосторонней стойки «кружалой» активно подайте по дуге вперед не только грудь, плечо и лопатку, но и тазобедренный сустав; бедро кривит ноги, сводя колено внутрь, и отрывает пятку от земли. Старайтесь эту «закрутку» делать «хлестко», вслед за вашим телом должна хлестнуть по короткой дуге вперед ваша согнутая в локте рука. Едва локоть оторвется от ребер, он должен (закручивая кулак на удар) пойти вверх и вперед. Сам удар наносится в положении, когда рука согнута под углом в 90 градусов или чуть больше. Кулак в вертикальном положении чуть довернут (подтянут) внутрь. Естественно, этот удар только для ближнего боя, плотного. Однако в «кружале», с ее резкими перемещениями, этот удар может вполне служить завершением атаки с дальней дистанции. Попробуйте резко подскочить и ударить таким «крюком». Вполне реально! Правда, нужно еще для удара противника раскрыть, обмануть да еще постараться не нарваться при приближении на встречную атаку.
Отрабатывая короткую «плюху» крюком, стремитесь к очень резкому движению («хлесту») плеча, грудной мышцы и лопатки. Бейте так, чтоб появилось ощущение, что вместе с ударом эти части тела как бы отрываются от вас. Усиливать удар можно небольшим наклоном вперед правой стороны тела, резким толчком ноги и таза. Постарайтесь загнать весь ваш вес в кулак и хлестко послать это «пушечное ядро» в цель. Точно так же, как и на верхнем уровне, этот удар бьется и на нижнем - по корпусу «под микитки» (в селезенку, печень). Только попробуйте, как вам удобнее и сильнее бить: наклоняя при ударе корпус вперед, т.е. «ныряя» в ударе, или опускаться вниз за
счет резкого подсада, сгибая колени и сворачивая внутрь бедро стоящей сзади ноги. И то, и другое - способы удара, оба вполне эффективные.
Отрабатывая все «боковые» удары, следите за тем, чтобы рука не посылала кулак с приподнятым вверх запястьем - не избежать тогда болезненной травмы пальцев, запястья.
3.Короткая «плюха» «с крыла» (короткий боковой удар).
Особо этот удар ничем от предыдущего не отличается, кроме того, что кулак бьет в горизонтальном положении, вследствие чего удар «с крыла» может быть применен и на средней дистанции. Еще одна особенность: «вольное» положение локтя. При ударе он может быть немного опущен, может быть параллелен полу, а иногда (часто при «добивании») в ближнем бою можно бить, бросая руку сверху-вниз. Удар активно усиливается при подаче впереди внутрь бедер, коленей, переноса веса тела на стоящую впереди ногу, активного вложения броском в удар всей «бьющей верхней» половины тела.
4.«Плюха махом» длинный боковой «с маху», «палочный удар».
Удар хорошо известен не только по передаче «аутентичного» материала, но и по литературным описаниям, рисун
Источник: http://www.esrbb.ru/ |