Каким же образом сообщается поэтическая интуиция? В мои планы не
входит исследовать эту проблему во всех ее аспектах, я хотел бы
остановиться только на одном вопросе, с моей точки зрения особенно
важном, а именно: интериоризация музыки, как она проявляется в
современной поэзии.
Для большей ясности я сначала рассмотрю,
намеренно упрощая дело, тип классического стихотворения: сперва — каким
образом оно создается поэтом; затем — каким образом оно воспринимается
читателем. Перенесем свое внимание на общую структуру духовной
активности. Как мы видели в одной из предыдущих глав, различные функции
духа включают одна другую. Однако, сообразуясь с нашей теперешней целью и
учитывая, что всегда преобладает какая-то одна из этих функций, в
духовной активности можно выделить три различных области, или зоны.
- Во-первых, область предсознательной жизни Интеллекта, где рождается поэтическая интуиция.
- Во-вторых, область Воображения.
- В-третьих, область понятийного и логического Разума.
Рассмотрим теперь первый случай: создание классического стихотворения.
У средоточия души, на границе духовного предсознательного, пробудилось
поэтическое переживание, поэтическая интуиция уловила в вещах проблеск
реальности и обратилась к нему. Тогда в области воображения формируется,
без слов и понятий, первое выражение — через посредство естественных
знаков, какими служат интуитивные импульсы, одновременно образные и
эмоциональные. Все это является общим для современной и для
классической поэзии. Но в классической поэзии при переходе ко второй
стадии выражения — к выражению с помощью слов — творческий порыв
достигает сферы господства понятийного разума, и понятийный разум
предъявляет свои права на верховную власть. Интуитивное содержание,
оказывающее давление на поэта, должно быть переведено в понятия, и этот
перевод в понятия должен подчиняться безусловному главенству
рациональных связей и логической объективности, выражаемых посредством
знаков языка как социального инструмента. Для сообщения понятий выстраивается ряд рационально подобранных концептуальных единиц. Следовательно, классическое стихотворение
— это, так сказать, связанная форма (логически связанная); и оно по
необходимости ясно, его внятный рассудку смысл, представляющий собой
один из элементов поэтического смысла, есть эксплицитный внятный смысл. К
тому же выражение на первой стадии, выражение через музыку интуитивных
импульсов, в большинстве случаев было подавлено и сведено на нет, из-за
высших притязаний рационального выражения и понятийного развертывания,
которые в той или иной степени мешают передать эту внутреннюю музыку
словами. Виталий Абросимов, журналист-искусствовед
|