Впервые японское метательное оружие (сюрикэн) упоминается в
исторических летописях «Хэйкэ-моногатари». В них говорится о маленьких
металлических лезвиях используемых как оружие для поражения врага на
расстоянии. Однако метание различных предметов и использование этого
навыка в военных целях были известны гораздо раньше. Практически у
любого народа можно встретить метательное оружие различного вида и
размера, изготовленное из дерева, камня или металла.
Если же говорить конкретно о сюрикэн-дзюцу, то это искусство, как и
многое другое в Японии, имеет материковые (китайские) корни. Как
искусство чайной церемонии или составление букетов цветов, каллиграфия
или боевые искусства,
попав на японскую почву, приобрели очень характерные, чисто японские
черты, так и сюрикэн-дзюцу стало со временем считатся искусством,
имеющим аутентичное островное происхождение. Множество рю (школ),
развивавших этот вид боевого искусства, с годами отбросили любые
упоминания о китайских источниках, увековечивая в легендах имена
японских отцов основателей. Такое происходило в японской истории со
множеством вещей, привнесенных извне, и, видимо, будет еще повторятся
снова и снова, так как это является одной из типичных черт японского
национального характера.
Но как бы то ни было, основные виды метательных лезвий попали в
Японию вместе с волной китайских эмигрантов, которым искусство метания
малых видов оружия было известно еще полторы тысячи лет до нашей эры,
чему мы можем найти подтверждение во многих письменных источниках. Да и
само оружие лучше, чем что угодно, доказывает свое несомненное родство с
японским сюрикэн.
Страна, раздираемая междоусобными войнами, стала благодатной почвой
для развития любого боевого искусства – в том числе и искусства метаний
лезвий. Им пользовались не только ниндзя,
как это принято считать у нас, но и самураи, хотя, конечно, склонность к
портативному, незаметному, поражающему бесшумно и на расстоянии оружию
питали именно воины-тени. Именно в их среде сюрикэн-дзюцу достигло в
своем развитии высочайшего апогея, передаваясь из поколения в поколение
как один из главных разделов боевой подготовки воина. Даже
женщины-ниндзя (куноити) владели метанием своих заколок для волос в той
степени, чтобы превратить их в смертоносное оружие. Вместо сюрикэн
использовали все, что могло их заменить, - начиная от напильников
(ядзири) и заканчивая молитвенными колесами буддийских монахов (хорин).
Если в самурайских школах изучение сюрикэн стояло на третьем, если не
на четвертом месте (ниже могла стоять только безоружная борьба), то в
кланах ниндзя дело обстояло иначе. Естественно, эта традиция не могла не
отразится и в современном нин-дзюцу.
В традиционных школах будо метание сюрикэн чаще всего шло
параллельно изучению техники ножа (танто), а также использование когай и
кодзука (вспомогательных ножа и заточенного стержня, носимых в ножнах
большого меча). Кроме того, некоторые школы изучали также метание и
использование для ближнего боя заточенного стержня для управления
лошадью (ума-бари), а также палочек для еды. Наиболее известными школами
самурайских боевых искусств, практикующих сегодня сюрикэн-дзюцу,
является Нэгиси-рю, Сираи-рю и Тисю-рю. И нет ни одной из современных
школ ниндзюцу, в которых бы это искусство не изучалось в большей или
меньшей степени. |