Сегодня мы беседуем с руководителем нижегородской группы энтузиастов
рукопашного боя школы советской армейской разведки, бывшим командиром
разведроты, капитаном запаса
Олегом ФАДЕЕВЫМ. Познакомились мы с ним благодаря
нижегородскому интернет-форуму о единоборствах и
оздоровительных практиках, и вот уже не первый год я общаюсь с ним лично, и
не раз присутствовал на его тренировках, с интересом наблюдая за
своеобразной техникой группы, методикой занятий.
Данной статьей мы открываем цикл "онлайн-интервью", в ходе которых
будем общаться с различными специалистами в области единоборств,
руководителями школ и секций и просто интересными личностями
посредством интернет-коммуникаций. Наши собеседники отвечают на вопросы
самостоятельно, поэтому можно уверенно сказать, что всё изложенное нашими гостями доносится до читателей без искажений.
- Олег, как давно ты занимаешься единоборствами?Единоборствами
я занимаюсь уже 18 лет. Все началось с просмотра передачи «Вокруг
света», где был сюжет про китайские единоборства с отрывками из фильмов
Брюса Ли... В принципе, все могло остаться на стадии созерцания, если бы
не отец. Он, заметив мой интерес, стал меня понемногу подучивать
приёмам рукопашного боя, которыми владел по долгу военной службы. С 10
лет я увлекся каратэ (стилевую принадлежность не знаю до сих пор, да и
сомневаюсь, что наш тренер ее знал – тогда это было просто каратэ).
Закончив школу, я переехал в Нижний Новгород получать высшее
образование, где случайно зашел в секцию «русского стиля рукопашного
боя». С тех пор я практикую именно русский рукопашный бой.
- А у кого обучался русскому рукопашному бою?Систему
А.Кадочникова я изучал под руководством Дмитрия Степанова (Нижний
Новгород), «спас» Л.П. Безклубого - под руководством Вячеслава Бондаря
(г. Киев). Однако наиболее сильное влияние на меня оказали два человека:
Сергей Щипанов (г. Екатеринбург), у которого я продолжаю учиться
ножевому бою, и Николай Орлов (г. Апатиты, Мурманская область) -
человек, который познакомил меня с рукопашным боем по школе армейской
разведки. По большому счету все, чего я добился - это его заслуга...
- Как давно ты попробовал себя в качестве инструктора?Сложно
сказать. Пожалуй, проще сформулировать иначе: «Как давно я начал
преподавать», поскольку вел занятия еще формально не будучи
инструктором. Я преподавал систему А.А. Кадочникова приблизительно с
2000 – 2001 года. Потом наши пути с этой организацией разошлись.
Самостоятельное преподавание рукопашного боя я начал в 2006 году.
- Преподавание рукопашного боя - твоё основное занятие?Нет,
я работаю в сфере информационных технологий, в компании МЕРА НН.
Преподавание рукопашного боя скорее моё увлечение... Основное занятие
должно приносить доход, а так получилось, что я получал знания в этой
области бесплатно, и сейчас мне как-то неудобно этим зарабатывать. Как
будто мне сделали дорогой подарок, а я его продал...
- Как ты
относишься к идее, столь популярной среди "восточников", о том что для
достижения серьезных результатов, боевое искусство должно стать смыслом
жизни?На мой взгляд это зависит от целей, которые ставит перед
собой человек. Если его задача – некое телесно-духовное совершенство,
которое в том числе можно развить и занятиями боевыми искусствами, тогда
данный тезис верен, это дело всей жизни. Если у человека цель – умение
вести бой с минимальными потерями, тогда, я считаю, не нужно тратить
многие годы. Я вообще считаю, что умение вести бой не имеет никакого
отношения к искусству – это навык, навык необходимый, но такой же, как и
умение плавать, ездить на велосипеде, например. Разве мы учимся плавать
долгие годы? Навык ведения боя можно сформировать за полгода-год
времени. На мой взгляд этого достаточно.
- Как ты предпочитаешь называть систему, которой ты занимаешься и которую ты преподаешь? "Русский стиль"?Я
предпочитаю называть мою систему «Единая советская система ближнего
боя», т.к. своими истоками она идет к Харлампиеву и простому советскому
боевому самбо образца 50-х годов (именно тогда, во время службы в
разведке, у самого Харлампиева этой системе обучался Вадим Иосифович
Грунтовский, который ее и «обнародовал» в конце 80-х). Сам Грунтовский
называет ее «рукопашный бой по школе армейской разведки».
- Почему твой выбор пал на русские системы рукопашного боя?Если честно, то случайно. Уже потом, конечно, увидел эффективность русских систем и желание смены профиля само собой отпало.
- О небывалой эффективности и глубокой историчности "русских стилей" ходит много противоречивых мнений. Твоё мнение?Что
касается небывалой эффективности, я считаю, нет плохих систем. Все
системы эффективны в тех условиях, для которых они создавались. «Русских
стилей» много, поэтому рассматривая этот вопрос, надо учитывать эти
самые условия применения. Что до историчности, лично я могу разделить
все так называемые «русские стили» на две группы: пришедшие из силовых
структур и авторские взгляды на вопрос. К пришедшим из силовых структур
относятся: система А.А. Кадочникова, система М. Рябко, наша «школа
войсковой разведки», система прикладного рукопашного боя
Колотова-Зайчикова (рекламируется под брэндом «Реальный мир»), «спас»
Л.П. Безклубого (несмотря на отрицание этого факта его последователями).
К авторским взглядам на вопрос я отношу такие системы, как
славяно-горицкая борьба, буза, скобарь и кружала, полученные как продукт
авторского синтеза результатов этнографических исследований боевой
традиции России. Традиция - это такая вещь, которая с перерывом
передачи уже в одно поколение может бесследно исчезнуть, это научный
факт. Посему вся родословная, уводящая в древность и исконность, на мой
взгляд не более, чем антураж. Более того, я считаю, что «русским стилем»
может именоваться любая система, разработанная в России, например
С.П.А.С. Константина Воюшина или КОИ-каратэ Андрея Кочергина – это тоже
«русские стили».
- "Русский стиль" - система для всех или
имеет узкое применение? Может ли данная техника стать массовой, есть ли
предпосылки ее развития и популяризации?Опять же, смотря какую
систему иметь в виду… Сейчас, например, буза имеет широкое
распространение, скобарь тот же, славяно-горицкая борьба. Так что с
потенциальной массовостью проблем в общем-то нет. Сложнее со
«служебными» системами, уже изначально они были предназначены для
решения определенных задач и вне этой плоскости они теряют смысл.
Печальный пример системы А.А. Кадочникова тому подтверждение – это
система не для гражданских лиц, отсюда и столь низкое мнение об этой
системе среди представителей других единоборств – они видят то, что им
показывают люди, не понимающие того, чем занимаются. Переделать
«служебную» систему под гражданские нужды – это огромный труд, который
необходим, но, к сожалению, мало кому интересен.
- Многие
направления "русских стилей", помимо конкуренции с "зарубежными" видами
единоборств и самозащиты, иногда остро конкурируют между собой. Что
можешь сказать по этому поводу?Вся «внутривидовая конкуренция»,
на мой взгляд, происходит от дележа рынка услуг с одной стороны и
огромного количества явных профанаций с другой.
- Не секрет,
что в сфере боевых искусств и единоборств существует много мошенников,
либо откровенно некомпетентных представителей. Какие из рекламируемых
направлений ты бы рекомендовал избегать?Ну, их слишком много,
чтобы перечислять все, однако наиболее распространенные школы следующие:
«Любки», по сути тоталитарная секта; «казачий спас», по сути либо
откровенный обман, либо искаженная система А. Кадочникова… «Сарвень» -
по сути чистейшей воды фантазия, не имеющая никакого отношения не только
к русскому рукопашному бою, но и к рукопашному бою вообще; «Стража
Велеса» - такая же фантазия; «Боевой Гопак» - по большому счёту,
кикбоксинг в шароварах..."Тризна" - "оказаченное" боевое самбо, "Слада" -
самбо в косоворотках, «Коло» - сборная «солянка» из муай-тай, хапкидо и
джиу-джитсу. Да собственно, абсолютное большинство систем,
спекулирующих на древности и таинственности, особенно с «древнерусскими»
названиями.
-
Многих новичков привлекают в "русские стили" заявления о том, что
данная техника оптимально подходит русскому человеку, на генетическом
уровне. Это правда?Русский человек разнообразен: на севере он
большой и сильный, на юге он маленький и быстрый – не может им подходить
одна и та же система. Поэтому, я считаю, что это неправда, опять же
применяемая в рекламных целях. Любую систему можно подстроить под себя,
не только русскую. Как сказал один русский каратист: «Техника – это
когда удобно»(с)
- Среди "русских стилей" есть направления,
рекламирующие обучение "бесконтактному" воздействию на противника. Как
считаешь, это правда или вымысел?Если под бесконтактным боем
подразумевается филигранная работа с дистанцией, временем и реакцией
противника – то это правда, никакого особого секрета здесь нет. Если же
это некие энергетические воздействия – я полагаю, это красивая сказка
для людей, которым лень заниматься физической деятельностью.
-
Можно ли в двух словах раскрыть технические особенности твоей системы?
Какие техники вы отрабатываете на тренировках - ударную, бросковую,
болевые приёмы, работу с оружием... Практикуете ли спарринги?Наша
система преимущественно ударно-атакующего характера, предназначена для
ведения скоротечного ближнего боя как один на один, так и одному против
группы. Исходя из целей, большую часть нашего арсенала составляют
ударные воздействия. Бросков в чистом виде у нас нет, у нас есть
сваливания, которые занимают меньше времени, чем броски, и
противодействие захватам и борьбе. Есть техника работы на земле, техника
«антипартера». Из оружия мы отрабатываем противодействие атакам ножом,
палкой и гибким оружием – всем тем, что можно встретить на наших родных
улицах в темное время суток. Про спарринги – а куда ж без них? Боевой
навык должен отрабатываться на боевых скоростях и на сопротивляющемся
противнике. Мы подходим к вопросу с точки зрения боевой практики, а
боевая практика невозможна без имитации силового конфликта, которой и
является спарринг в том или ином виде. Я не отрицаю медленную работу –
она важна для выработки культуры движения и мышечной памяти, но ей
нельзя злоупотреблять, точно так же, как нельзя злоупотреблять полным
контактом. И первое, и второе суть элементы методики обучения, которые
должны выполнять свою роль, а не быть самоцелью.
- Как ты относишься к использованию в практике чужих наработок? Должна ли быть система "чистой" или допускаются заимствования?Я
отношусь к этому спокойно, если заимствования не отягощают систему, т.е
не изменяют ее основные принципы работы. В моей практике имеют место
заимствования из филиппинских боевых искусств, из армейских техник
работы в ближнем бою, которые я получил во время службы. Главное – не
изменять саму систему, тогда техники либо приживутся, либо будут
отторгнуты. В любом случае, я считаю, что творчество необходимо, т.к.
каждый человек должен приспосабливать систему под себя, а не
приспосабливаться самому. Так быстрее и эффективнее. Опять же, если
человек по каким-то причинам недополучил определенную информацию, почему
бы не удалить этот пробел в знаниях путем ознакомления с системой, где
этот вопрос эффективно решается? Если честно, то открою страшную тайну –
в нашей системе техники нет вообще, есть принципы работы, которые
каждый использует в меру своих возможностей и знаний.
- Кто может осваивать рукопашный бой в вашей группе, есть ли возрастной ценз?Я
тренирую мужчин, достигших 18-летнего возраста, так как тренировочный
процесс подразумевает некоторую нервно-психическую устойчивость, которую
мы просто улучшаем во время тренировок. В случае с более ранним
возрастом, ее придется не улучшать, а развивать – это уже вопрос
педагогики, а не рукопашного боя. Женщин я не обучаю по причине высоких
психофизических нагрузок.
- В каких условиях проходят у вас занятия: в спортзале, или на улице?Зимой
и поздней осенью мы тренируемся в зале. Начиная с весны и заканчивая
концом сентября мы переходим на улицу, т.к. тренироваться нужно на
естественном рельефе местности и в близкой к повседневной одежде. Плюс
свежий воздух и несколько больше времени на тренировку, чем в зале.
- Как ты относишься к занятию женщин единоборствами?Вообще,
отрицательно. Единоборства - всё же мужское занятие и построены они
таким образом, что, за редким исключением, они эффективны только в
мужских руках. Я считаю, что если женщина хочет научиться защищать себя,
ей нужно проходить курс именно женской самозащиты, с акцентом именно на
женские особенности психики и физиологии.
- Напоследок – немного провокационный вопрос. Куда бы ты отдал своего ребенка заниматься единоборствами? Мальчика
– лет с 6-ти в самбо, эта борьба дает очень неплохую базу для
последующих занятий чем-либо вообще. Параллельно стану учить сам – все
таки по сути наша система – это боевое самбо, пусть и образца 50-х
годов. Девочку - разве только куда-нибудь, где есть развитие пластики,
грации – айкидо, тайцзи, капоэйра. Если будет совсем невмочь без драки -
винчун или филиппинские боевые искусства.
Мы благодарим
Олега за интересную беседу и напоминаем, что в разделе "Школы и секции"
имеется материал о его группе. Для желающих посетить тренировки группы -
в материале имеются контактные данные, телефон.Беседу провёл Фадеев Роман (с)
Посмотреть фотографии с тренировки Олега Фадеева можно в "Галерее" сайта.
Написать Олегу личное сообщение зарегистрированные пользователи могут ЗДЕСЬ.