BUDO 52
Единоборства в Нижегородской области
Страница обновлена - Воскресенье, 22.12.2024, 07:17
Приветствую Вас Гость | RSSНа главную | Регистрация | Вход
Меню
Новое фото
Новое на форуме
Набор в группы



Экипировка

Страйкбол, экипировка для единоборств


В мире единоборств

Товары
Файлобменник
Наш опрос
Где я обычно покупаю экипировку?
Всего ответов: 69
Главная » Статьи » История

Размышления о казачьей культуре
Проблемы развития казачьей культуры являются актуальными в силу того, что общество и власть активно обратились к этому явлению. Естественно каждая из этих сил преследует в казачьем движении свои интересы: одни чтобы обрести собственную идентичность, вернуть себе историческую память, другие с целью обуздать, приручить стихию казачества, извлечь из этого процесса дивиденды в качестве символического или физического капитала. Для определенного числа россиян казачество является последним прибежищем традиционной культуры, где чтят предков, верят в Бога и готовы служить Отечеству. Естественно есть и такие силы, которые оказались в казачестве случайными попутчиками: кто ради куска хлеба, кто ради земельного надела, кто ради теплого места. Но не о них речь и не для них эта статья.

       Подключилась к этому процессу и система образования: центры дополнительного образования, казачьи школы и клубы. Изучая это явление изнутри отмечаешь для себя следующее: во-первых, многие из тех, кто работает с детьми в этом направлении зачастую не представляют сути казачьей культуры, если не сказать больше – они ее попросту не знают, многие не понимают цели данных образовательно-воспитательных усилий, полагая что следуя программе и участвуя в открытых мероприятиях таким образом происходит реанимация традиционной культуры, или уже и то хорошо, что детей «можно отвлечь от улицы». Есть, конечно, энтузиасты, но чаще всего они оказываются ведомыми, ждут что им «будет спущен план, дан приказ» и вот тогда…  Есть и такие, кто пропагандирует некую славянскую культуру, мол у нас здесь разные люди съехались, и то же такой подход проходит мимо цели: съехавшиеся люди не сформировали в себе чувства малой родины, и съехались они в уже обжитые русскими людьми пространство. Можно четко определить и несколько этнических потоков формировавших население Дона и Задонья с середины и культурную составляющую, которую можно определить как крестьянскую общину и военную казачью общину. Следовательно, брать для работы необходимо материал того населенного пункта, где вы живете, в крайнем случае, области, но уж не как иных стран, древних времен и уже не существующих народов, если вы, конечно, действительно занимаетесь вопросами возрождение казачьей культуры, а не показухой, для галочки.

       Использование элементов традиционной культуры в современном воспитательном процессе обусловлено следующими соображениями: во-первых, традиционная культура является основой формирования этнического самосознания, когда в человека воспитывается чувство принадлежности к определенной этнической группе (такую функцию на территории России выполняют различные национальные школы); во-вторых, традиционная культура донского казачества, являясь военизированной по своей сути, нацелена на воспитание мужчины-воина, защитника Отечества, с твердой гражданской, патриотической позицией; в-третьих, традиции сельского населения Дона воспитывают труженика, рачительного хозяина, человека ориентированного на православные ценности относительно семьи, общества, на созидательный труд. Эти особенности являются основополагающими при реализации задач военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

       Традиционная культура донского казачества ориентирована, прежде всего, на воспитание мужчины-воина, защитника, умелого воина. Здесь сплелись этнические и сословные черты донского казачества. Кажется, что подобное явление должно снять вопрос о том, что такое казачество: этнос или сословие, так как сословные рамки определились намного позже того, как казаки появились на исторической арене. Тем более что данную сословную нишу военного сословия до казачества прочно занимало дворянство. После 18 в. казачество постепенно замыкается, обосабливается в сословных рамках, что оказало влияние на состояние традиционной культуры, которая становится еще и земледельческой. Впрочем, благодаря этим ограничениям в казачестве более интенсивно протекают этнические процессы: складывается этническое самосознание, оформляются этнокультурные особенности казачества как этноса.

       Определяя культуру донского казачества как традиционную культуру военизированных общин, следует учитывать ее своеобразие известное в Средневековье как дружинная культура северного Причерноморья. Будучи воинами, казачество впитывало на протяжении столетий лучшие формы и методы ведения боя, которые оно перенимало у своих врагов, или вырабатывало как противодействие им. Это и удобная для боя восточная одежда и оружие (турецкое, персидское), и методы конного боя, и состязательные традиции восточных славян (борьба и кулачный бой), джигитовка и морские методы ведения войны, домашние игры и «шермиции» как элемент подготовки воинов и другие.

       Если рассматривать традиционную культуру казачества как некое состязательное пространство, где в условиях состязательной практики формировался воин, то следует рассмотреть элементы этого пространства. Таковыми являются Оружие, Конь, Борьба, элементы казачьего самоуправления (традиция Круга). Например, Конь выступает не только средством передвижения, предполагающим навык управления, вольтижировки, ухода за ним, но и содержащим в себе определенное мифологическое представление, отраженное в легендах, рассказах стариков, песнях, поговорках, которое в полной мере реализуется в ритуальной практике, где символ коня актуализируется как культурное явление сопровождают традиционные праздники казаков.

       В крестьянской культуре сельский труд являлся основанием традиционной культуры. Здесь стихии постижения несколько иные, здесь другие стереотипы поведения, даже иное отношение к воинской службе (в крестьянской среде воинские регалии не пользовались таким почитанием как в казачьей среде), в таком пространстве формируется и иная личность.

       Данные соображения предполагают и особенности использования элементов традиционной культуры в современной образовательной практике. Для этого конструируется культурное пространство, включающее в себя указанные культурные особенности. Следует сразу заметить, что занятия предполагают подготовку участников к празднику, где актуализируется символические формы.

       Праздничный календарь должен является костяком всей работы, причем отбор дат определяется той социокультурной ситуацией, которая присутствует в том или ином населенном пункте. На этом строится работа педагога: подготовить детей, их родителей, окружающий социум к предстоящей дате народного календаря. Здесь важна роль тех, кто объединяет усилия педагогов – ввести разнообразные кружки и секции в единую канву, в единый ритм, где дата становится значимой. Эти даты связаны со Святками, Масленицей, Пасхой, Троицей, для казаков Покров, день матери и другие. Плохо если руководитель этого не понимает.

       Далее я приведу собственный опыт работы в области традиционной культуры донского казачества, который использовался мной в Светлоречной средней школе №10, к сожалению, использование его в полной мере в центре «Ермак», где мне также пришлось работать было затруднено по указанным выше причинам, но и там было сделано не мало благодаря тогдашнему заместителю директора по военно-патриотическому воспитанию Моргунову О.В, с которым мы и осуществляли свою деятельность. В моем случае, полагая казачью культуру, прежде всего, как воинскую, основной упор был сделан на изучение боевых традиций Дона, на воинской обрядовой культуре.

       На занятиях учащиеся занимались изучением боевых традиций казачества, причем обучение строилось на живой передаче знаний, использовании основного принципа культурной трансмиссии «делай как я».

       Учащиеся осваивали стихии агонального пространства: они работали с пикой - дончихой, шашкой - свашкой, учились стрелять, бороться на ламка, на одну ручку, на вольную (что казаки называли бороться по-медвежьи), биться на кулаках. Причем обучение кулачному бою проводилось в традиционных формах: игровая практика предваряла изучение связок кулачков (играют в пятнашки, латки, конный, петушиный, собачий бой, уходят вьюном от нагайки); сила развивается в поднятии гири (кто больше), перебрасывании камешков друг другу, силовых упражнениях (например, жонглирование гирей). В кругу под напором ударов товарищей учились работать против нескольких противников, причем мера удара определяется принципом (не причини вреда не получишь сам, то есть если наносишь удары в полную силу то жди такого же ответа), все это проходило в игровой, веселой манере, под плясовые наигрыши гармони или балалайки. Упавшего или поверженного противника поднимают, обнимают, демонстрируя отсутствие вражды и злобы. Кулачный бой изучался нескольких видов: во-первых, это ритуальный бой стенка на стенку, когда бойцы выстраиваются линиями, учатся взаимодействовать строем, перед боем кричат заклички (Дай бойца!), задача прорвать строй противника используя удары кулаками, или вытеснить противника за боевую черту, в правилах предусматриваются традиционные установки (лежачего не бить, в спину не бить, рукавички долой), в подобном бою, который обычно проводится на Масленицу или Святки ограничены удары в голову (можно бить в грудь, бока, по рукам). Во-вторых, это бой сам на сам, когда бойцы определенное время бьются кулаками, используя круговые движения, размашистые удары (в спортивном варианте допускается использование боксерского защитного снаряжения). В-третьих, это бой рукопашный с использованием традиционных ударов ногами, бросков, подсечек.

       Занятия сопровождались изучением истории донского казачества (в качестве беседы перед или после окончания занятия), строевой подготовкой с разучиванием казачьих песен, изучением основ Православия (особенно когда проходил ритуал посвящения в казаки), с приглашением юртового атамана, стариков, родителей.

       Как уже отмечалось, ритуальная практика призвана актуализировать символические формы агонального пространства казачьей культуры. Ритуалы имеют под собой историческую основу. Например,  у обряда посвящения в казаки имеется прототип – обряд  «посажения на конь». Который проходил так. «Посвящение в казаки проходило лет в шесть. На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год… Обряд этот проходил в торжественной обстановке на майдане. Здесь собиралась вся станица во главе с атаманом. Мальчики сидели на лошадях, одетые в казачью форму. Каждому из них надевали ленту из красной материи с надписью: «казачок рода… Астаховых…». Но перед тем как надеть ленту, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казаки, приветствовал старых казаков-воинов». В нашей практике посвящение проводилось в Светлоречной СШ №10, в центре «Ермак», по нашим рекомендациям в Зерноградской СШ №14, в далеком поселке Малый Утриш, куда ездили казачата на соревнования по казбою.

       Инициации различаются у старших и у младших. Младшие казачата сажаются на лошадь старым казаком, лошадь обводят по кругу, казачонка нарядно одетого с лентой через плечо снимают с коня и отдают родителям (отцу) со словами «вот вам казак». Перед этим казачата демонстрируют свое умение в состязаниях, знании истории и культуры казачества. Старшие ребята посвящаются после прохождения обязательных испытаний. Пред атаманом и советом стариков они демонстрируют свое умение в обращении с оружием, бороться традиционными видами борьбы, биться на кулаках. После чего посвящаемый подходит к иконе становится на колено и читает молитву «Отче наш», атаман стегает его нагайкой, говоря: «служи верно, Вере, Дону и Отечеству».

       Ритуальные формы проведения охватывают традиционные праздники, которые должны являться ориентирами всей работы. К праздникам были приурочены различные состязания, казачьи домашние игры, посвященные памяти «Ермака Тимофеевича». Эти соревнования могли бы явиться прообразом казачьих спортивных игр в поясной борьбе, кулачках, бое на пиках, рубке и фехтовании на шашках областного масштаба.

       Проведение самого календарного праздника обусловлено особенностями казачьей культуры (наличием военного компонента), а также логикой самого праздника. Обычными вехами в календаре являются День Семена Летопроводца (посвящение в казачата), Покрова Пресвятой Богородицы (войсковой праздник), Святки (от Рождества до Крещения, отмечаются один раз обычно на Крещение), праздник Масленицы, Пасха, Красная горка, Троица. (Не ищите здесь День Св. Валентина и Хелоуин).

       Праздник обладает особенностями, которые необходимо учитывать при его проведении. Так, необходимо избегать вышколенной концертной программы, чтобы действие было неутомительное и главное, чтобы задействовано было как можно больше участников (то есть зрителей). Например, Масленица является комплексом обрядовых мероприятий, которые раньше длились неделю. Сегодня можно обойтись двумя праздниками. Встречей Масленицы и ее проводами. Проводы Масленицы проводятся накануне Прощеного воскресенья. Они включают в себя сословно-этнический компонент традиционной культуры, яркое представление разыгрываемое отдельным коллективом, военные упражнения гулебных команд, которые являются со своими атаманами, знаменами, исполнением песен и традиционных танцев. Структура праздника определена локусом обряда, который сосредотачивает символические формы казачьей культуры, выступающие в разных кодах. Место атамана (чтение им приказа о гулебных командах), чучело Масленицы (вносимое на майдан под песни и шутки и устанавливаемое на место будущего сожжения), столы с блинами и чаем (праздничное угощение с раскрытием символики, которую делает настоятель местного храма, упоминая и о языческих традициях славян и о православной интерпретации праздника), «ряженая компания» скоморохов, цыган, которые бесчинствуют, ведут праздник, разыгрывают сценки, вяжут колодки, тем самым вовлекая в праздник большее количество людей (на языке синергетики локусы символических форм структурируются в ритуальную систему и связываются посредством ряженых); демонстрация умений работать с оружием, ходить строем, рубить лозу, бороться и биться на кулаках. Стеночный бой завершает выступления ватаг казаков, под звучание живых народных песен проходят состязания в стрельбе, борьбе, рубке лозы, метании пики, поднятии гири. Кульминацией праздника является сожжение Масленицы. Раньше казаки устраивали состязания на лошадях, прыгали на скаку через огонь, сегодня при отсутствии лошадей о таких соревнованиях можно только мечтать.

       Целью подобных методов работы является воспитание этнического самосознания, разносторонне развитой личности, обладающей способностью постоять за себя, семью, Отечество. Реанимирование традиционных форм воспитания, на наш взгляд, будет способствовать консолидации сельского (и не только) населения Дона, развитию патриотизма, военной выучки подрастающего поколения на основе традиционных форм вооружения, в дальнейшем на службе в армии, казаку не составит труда освоить приемы штыкового боя, если он обучен владеть пикой или дротиком, приемам рукопашного боя, если он имеет навык кулачного схода и борьбы, шашечной рубки. Также следует учитывать, что подобное обучение накладывается на казака не голой техникой приемов и навыков, а культурной составляющей, имеющей отражение в фольклоре, праздничной культуре, традиционном православном мировоззрении. Из прошлого мы обязаны брать все самое лучшее, в этом наше отличие от Иванов не помнящих родства.

       Говорят, что трудно говорить о том, что является не только темой моего исследования, но и образом жизни, хочется высказать многое, помочь тем, кто идет, и тем, кого ведут. Хочется, чтобы было понимание того, что сейчас важно не расходится в разные стороны, а собирать усилия в одном направлении. Меняется культурная реальность страны, меняемся мы, уходят старшие поколения, унося нами не востребованный опыт. И верно, что следует думать не только о себе, о своих «шкурных интересах», но и о деле, которое закладывает фундамент будущих поколений. И дело это не терпит формализма, который так свойственен системе образования в целом, а бережного и душевного отношения к предкам, земле на которой живем к ее славной истории. 



Источник: http://esrbb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=158&Itemid=37
Категория: История | Добавил: Drengr (30.01.2009) | Автор: Яровой А.В.
Просмотров: 4570 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Ближайшие события

Матчевые поединки по рукопашному бою

1 декабря - Турнир по смешанному единоборству MMA

1 декабря - Турнир по смешанному единоборству MMA

Мы ВКонтакте
Наша кнопка
BUDO 52 - Единоборства в Нижегородской области
Друзья сайта
Статистика

Анализ web сайта
Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0



Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Copyright by Fadeev Roman © 2008-2024