BUDO 52
Единоборства в Нижегородской области
Страница обновлена - Воскресенье, 24.11.2024, 08:18
Приветствую Вас Гость | RSSНа главную | Регистрация | Вход
Меню
Новое фото
Новое на форуме
Набор в группы



Экипировка

Страйкбол, экипировка для единоборств


В мире единоборств

Товары
Файлобменник
Наш опрос
Где я обычно покупаю экипировку?
Всего ответов: 69
Главная » Статьи » История

Традиционные рукопашные состязания кубанских казаков

На фоне общего оживления интереса к традиционной культуре кубанского казачества, изучение и рациональное использование ее ценностей в условиях Краснодарского края представляет актуальнейшую задачу. Несмотря на значительные достижения в ее исследовании здесь еще имеются крупные пробелы и недостатки. Прежде всего это относится к изучению вопросов формирования, становления и развития самобытной системы казачьего физического воспитания. В частности, малоизученными остаются традиционные состязательные единоборства кубанских казаков.
    Контент-анализ литературных свидетельств, архивных материалов и этнографических данных позволил установить, что широкое бытование в Кубанской области (сер. Х1Х-нач. XX вв.) получил кулачный бой (Екатеринодарский, Кавказский, Лабинский, Майкопский и Темрюкский отделы). Значительно меньше были распространены состязания в борьбе (Ейский и Екатеринодарский отделы) (1, с. 15-26).
   В научно-исторической литературе кулачный бой определяется как "бой кулаками, без применения оружия" (2, с. 538), "драка кулаками, для забавы, из молодечества", во время которой соблюдались определенные правила (3, с. 215).
   Состязание с использованием элементов борьбы составляет "единоборство без оружия и без побоев и драки, где противники только стараются побороть друг друга, свалить с ног наземь" (4, с. 117).
   Содержание обоих видов народных состязательных единоборств кубанских казаков (кулачный бой и борьба) реализовывалось в контактном единоборстве соперников, посредством ударов, захватов или бросков без применения оружия.
   Таким образом, правомерно объединить их под общим названием "традиционные рукопашные состязания".
   Противоборство в кулачном бое ("кулачках") было разделено на три этапа: подготовительная ("зачин"), основная и заключительная части. В этом виде состязаний участвовало подавляющее большинство мужского населения станиц, начиная с 7-летних мальчиков. Дети и подростки участвовали в "зачине" боя, юноши - в основной части. Кульминация достигалась со вступлением в массовый поединок взрослых казаков (5, с. 236).
   Состязание проводилось по единым правилам, которые строго выполнялись. Запрещалось бить лежачего, ударять противника ногами, нападать сзади, использовать в бою какие-либо предметы и оружие. С появлением крови у одного из соперников, индивидуальные схватки прекращались. Контроль за соблюдением правил осуществляли старики (6, с. 91).
   Вместе с тем, вызывает сожаление тот факт, что уже к началу XX века кулачные бои на Кубани утратили свое первоначальное значение - освоение казаками различных приемов рукопашного боя без оружия. Из строго регламентированных поединков, кулачные бои превратились в массовые побоища, что нередко приводило к тяжким телесным повреждениям участников (7).
   Как известно, кубанские казаки вели военный образ жизни в условиях пограничной службы и регулярных боевых действий. В силу этого, отдельные физические упражнения и народные игры постепенно превращаются в средства военно-прикладной подготовки с элементами единоборств. Типичной в этом отношении является детская игра середины XIX века "Черкесы" (8, с. 188). Освоение приемов борьбы в игре происходило в ходе индивидуальных и групповых взаимодействий конфликтного характера с включением захватов и бросков. Е.А. Покровский (1895) характеризовал народные игры с элементами борьбы как состязания, "содействующие укреплению мускулов всего тела, особенно же спины, рук и ног" (9, с. 137).
    Среди афористических жанров, бытовавших на Кубани, образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с традиционными рукопашными состязаниями. У кулачного бойца высоко ценились силовые способности -"Богатырская рука однажды бьет" (10, с. 25). В соревнованиях борцов важное значение придавалось проявлению быстроты и ловкости - "То нэ коэак, шо поборов, а той, шо вывырнувся" (11). Определяющая роль отводилась му­жеству и храбрости участников состязаний: "Бой отвагу любит" (10, с. 26); "Назад тике раки лазять" (10, с. 38). Особое внимание уделялось соблюдению правил поединков - "Нэ той правэй, хто сыльнэй, а той, хто честней" (10, с. 27).
    Один из приемов ведения кулачного боя, связанный с групповыми действиями бойцов, нашел отражение в загадке: "Сталы хлопци в ряд, проходытъ нэ вслять" (отгадка - "Плотэнь") (10, с. 56). Плетень (забор из переплетенных между собой исток) ассоциируется здесь со "стенкой". "Стенка" являла собой "плотно сомкнутый ряд, строй бойцом" (12, с. 838), состоящий из одной или нескольких шеренг. Необходимо отметить, что лучшие бойцы – «стеночники» в 1920-х годах успешно выступали в соревнованиях боксеров самого высокого уровня и внесли большой вклад в становление отечественной школы бокса». Если учесть, что в "кулачках" с начала XX века преимущественно участвовали хлопцы (юноши) (7), объективная картина появлении подобной загадки становится полностью ясна.
   Народные виды единоборств, существовавшие в кубанских станицах ни протяжении второй половины XIX века, не несли в своей основе особой агрессивности. Как подтверждение этого существовала поговорка: "Дралысь, былысь, пока помырылысь" (10, с. 27). После окончания состязания, по традиции, соперники устраивали совместное застолье, во время которого обсуждали ход поединка, приемы ведения схватки, характеризовали участников по проявляемым способностям. Это способствовало уяснению отдельных моментов и разбору всего состязания, работе по устранению замеченных недостатков и усилению тактической подготовленности участников.
   Постоянная готовность казаков к ведению рукопашной схватки в реальных боевых условиях выразилась в жанре народного песенного фольклора: "Позволь батьку атаманэ, нам на башны стать!... Нэ позволишь с шабельками, позволь с кулаками: нэхай наша слава нэ сгинэ помиж козакамк!" (14, с. 141).
   Широкое распространение в Кубанской области рукопашных состязаний и регулярное вовлечение в них значительного количества участников (15), способствовало развитию у основной массы мужского казачьего населения высоких бойцовских качеств.
   Изучение социальных функций традиционных рукопашных состязаний кубанских казаков (сер. Х1Х-нач. XX вв.) позволило установить, что важнейшими и наиболее устойчивыми являлись: военно-прикладная, социализирующая и развлекательная.
   Комплексное рассмотрение правил казачьих единоборств показало, что основное из назначение состояло в регламентации хода поединка, определении победителей, создании условии для честной борьбы, предотвращении травли и увечий, воспитании гуманного отношения к сопернику.
   В целом, народные состязательные единоборства кубанских казаков развивались в русле восточнославянских, а точнее - русско-украинских традиций (1). В связи с этим еще предстоит определить степень соотнесенности в них самобытных казачьих элементов и культурных заимствований.
    В настоящее время существует потребность в проведении дальнейших исследований, направленных на изучение истории рукопашных состязаний кубанских казаков, их места в традиционной культуре. С другой стороны, необходимо выявить их современное состояние и культивирование в виде самостоятельных систем.

Истачники и литература:

1. Горбунов Б.В. Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX- начала XX века: Историко-этнографическое исследование. М.: Коорд.-мет.центр раэв-я пркл. этногр. Ин-та этнолог, и антрополог. РАН, 1997. -170 с.

2. Словарь русского языка ХІ-ХУІІ вв. - М.: Советская энциклопедия, 1975. Т.1. - 834 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1981. Т. 1. - 985 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1978. Т. 1. - 699 с.

5. Матвеев О.В. Слово о Кубанском Казачестве. Краснодар: Советская Кубань, 1995. - 338 с.

6. Горлова И.И. с соавт. Культура кубанских станиц (1794-1917): Исторический очерк. Краснодар: Южная звезда, 1993. - 185 с.

7. Архив Отдела фольклора и этнографии Центра народной культуры Кубани. Материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции. 1997, ст.Гостагаевская Анапского р-на, к/к 1351.

8. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1886. Вып. 5. С.119-205.

9. Покровский ЕА Детские игры, преимущественно русские. М., 1895. - 396 с.

10. Пословицы, поговорки и загадки Кубани / Сост. Л.Б.Мартыненко, И.В. Уварова. - Краснодар: КГУ, 1993. - 65 с.

11. Кубанскому казачьему войску - 200 лет // Кубанские областные ведомости. 1896. - 4 сент. С.2-3.

12. Словарь современного русского литературного языка. - М.-Л.: Русский язык, 1963. Т.14. -1025 с.

13. Градополов К.В. Воспоминания боксера. М.: Физкультура и спорт,

1972. - 216 с.

14. Записки о Южной Руси / Сост. П.Кулиш. Спб, 1859. Т.1. - 468 с.

15. Отдых и развлечения в станицах // Кубанские областные ведомости. 1895. - № 32. С.1-2.



Источник: http://www.cossackdom.com/articles/a/alexandrov_traditzii.htm
Категория: История | Добавил: Drengr (12.01.2009) | Автор: С.Г. Александров
Просмотров: 4431 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Ближайшие события

Матчевые поединки по рукопашному бою

1 декабря - Турнир по смешанному единоборству MMA

1 декабря - Турнир по смешанному единоборству MMA

Мы ВКонтакте
Наша кнопка
BUDO 52 - Единоборства в Нижегородской области
Друзья сайта
Статистика

Анализ web сайта
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0



Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг SunHome.ru ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека
Copyright by Fadeev Roman © 2008-2024